Николай асаул: необходимо...
Николай Асаул: Необходимо переосмыслить и серьезно откорректировать Стратегию развития ТЛК Санкт-Петербурга (статья) Правительство Санкт-Петербурга приняло отчет председателя Комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) Санкт-Петербурга Николая Асаула о реализации Стратегии развития транспортно-логистического комплекса (ТЛК) Санкт-Петербурга. ИАА «ПортНьюс» приводит выдержки из этого документа.- Комитет по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга с июля 2007 года ведет работу по реализации Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга. В системе государственного планирования Санкт-Петербурга Стратегия является документом, определяющим основные принципы и приоритеты государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития транспорта и транспортной инфраструктуры города. Реализация Стратегии направлена на модернизацию, развитие, повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования транспортно-логистического комплекса, а также на согласованное развитие всех видов транспорта и сопутствующих услуг. Транспортно-логистический комплекс является индикатором ситуации в ключевых отраслях не только городской экономики, но с учетом транзитного для страны значения города – и всей российской экономики. Конъюнктура на мировом и российском рынках транспортных услуг в период разработки и утверждения Стратегии была крайне благоприятной, способствующей принятию в качестве базовых оптимистических прогнозов развития транспортно-логистического комплекса города. С ноября 2008 года в городе наблюдается серьезное снижение грузовых и пассажирских перевозок практически всеми видами транспорта. Грузооборот Большого порта сократился в I полугодии 2009 года на 23,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем перевозок внешнеторговых грузов автомобильным транспортом сократился за этот период на 40% по импорту и на 48% по экспорту. На 12,5% уменьшился пассажирооборот аэропорта «Пулково». Сегодня пока нет оснований говорить о преодолении всех негативных тенденций в развитии транспортно-логистического комплекса города. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что развитие транспортной инфраструктуры является одним из эффективных инструментов преодоления кризисных процессов в экономике. Поэтому результаты выполнения Стратегии за 2 прошедших года необходимо оценивать сейчас не столько с точки зрения достижения ранее установленных целевых показателей, сколько с учетом изменившихся экономических условий. В рамках общесистемных мероприятий по реализации Стратегии в отчетном периоде были подготовлены и направлены в Минтранс России предложения по включению в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года мероприятий по строительству объектов инфраструктуры морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта, автомобильных дорог. В состав ФЦП включены 5 проектов с общим объемом финансирования за счет средств федерального бюджета 38,3 млрд рублей, в том числе проекты по развитию портовой инфраструктуры в Санкт-Петербурге (строительство Санкт-Петербургского морского канала, реконструкция инфраструктуры порта Санкт-Петербург, реконструкция объектов федеральной собственности в порту Санкт-Петербург, строительство морского пассажирского терминала на Васильевском острове), строительству скоростной платной автодороги Москва – Санкт-Петербург на территории Санкт-Петербурга. Помимо указанных проектов в Транспортную стратегию вошли мероприятия по строительству широтной скоростной магистрали с мостом через р. Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц, второго автотранспортного обхода Санкт-Петербурга, а также строительство обхода Санкт-Петербургского железнодорожного узла. В условиях принятого федеральными органами власти решения о сокращении финансирования мероприятий ФЦП необходимо обеспечить безусловную и своевременную реализацию санкт-петербургских проектов, вошедших в ФЦП, а в перспективе – добиться включения в ФЦП объектов, вошедших в Транспортную стратегию России. В рамках мероприятий, направленных на развитие Большого порта Санкт-Петербург, была осуществлена разработка и обоснование целевых направлений развития порта, обеспечивающих эффективное развитие экономики города. С учетом решения Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга от 27 февраля 2008 года результаты данной работы направлены в Минтранс России для использования в качестве исходных данных при разработке схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта в Санкт-Петербурге. На основании технического задания, утвержденного Губернатором Санкт-Петербурга и Министром транспорта Российской Федерации, была разработана и одобрена постановлением Правительства от 20 января 2009 года N8 Концепция развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург, определяющая перспективы территориального развития порта в поселке Бронка, Ломоносове, Кронштадте. В рамках реализации Концепции разработаны и утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2008 года N1605 проект планировки с проектом межевания территории зоны портового комплекса в районе Бронки. В ближайшее время должна быть завершена работа по установлению границ Большого порта Санкт-Петербург. Следующим шагом на пути урегулирования правового статуса порта должно стать установление пункта пропуска в порту и включение мероприятий по его обустройству в разрабатываемую в настоящее время ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2011-2016 годы)».В соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга, введен в эксплуатацию 1-й пусковой комплекс морского пассажирского терминала на Васильевском острове. После завершения строительства объекта в IV квартале 2010 года его пропускная способность составит 12 тыс. пассажиров в день. Это создаст техническую возможность для полного прекращения приема круизных судов на грузовых причалах 2-го района Большого порта Санкт-Петербург. Необходимо развитие речных перевозок пассажиров круизных судов в целях снижения нагрузки на магистрали города, создаваемой туристическими автобусами. Согласно расчетам, до 50% круизных пассажиров оптимально вывозить из порта речным транспортом. В ближайшее время предполагается начать использовать речные суда для перевозки туристов из Пассажирского порта в центр города и Петергоф. На прошлой неделе возобновлены регулярные пассажирские перевозки речным транспортом на линии «Финляндский вокзал – Кронштадт».Город совместно с ОАО «РЖД» приступил к разработке Генеральной схемы развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Первый этап работы будет завершен к концу текущего года; полностью работа будет завершена в 2010 году. Разработана отраслевая схема развития инфраструктуры речного транспорта, которая в настоящее время находится на согласовании и в ближайшее время будет представлена на заседании Правительства. Разработана и утверждена Правительством Санкт-Петербурга 17 февраля 2009 года отраслевая схема развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота, которая предусматривает практически 2-кратное увеличение количества и площади этих объектов. Схемой впервые утверждена классификация объектов инфраструктуры маломерного флота, разработанная на основе мировых стандартов оказания услуг в этой сфере. В рамках мероприятий по развитию терминально-складской инфраструктуры определены зоны локализации объектов грузогенерации и грузопотребления на территории Санкт-Петербурга. На базе этой работы подготовлена Концепция развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга, 29 апреля 2008 года одобрена постановлением Правительства Санкт-Петербурга. Разработан план совместных действий Правительства Санкт-Петербурга и ФТС России по развитию терминально-складской и таможенной инфраструктуры, который был согласован Северо-Западным таможенным управлением и Центральной акцизной таможней, однако пока не утвержден ФТС России. Тем не менее, в рамках совместной деятельности с таможенными органами в основном осуществлен вывод таможенных постов, расположенных в центральных и периферийных селитебных районах Санкт-Петербурга, в частности, на Богатырском проспекте и шоссе Революции. Снижение уровня грузоперевозок не могло не сказаться негативно на характеристиках развития терминально-складской инфраструктуры города. Спрос на высококачественные площади (классы «А» и «В+») сократился в первом полугодии этого года на 20-30% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Отмечены переносы сроков ввода уже почти построенных объектов, остановка реализуемых проектов и в некоторых случаях отказ от заявленных масштабных планов. В частности, требуется дополнительная проработка вопроса о влиянии на развитие терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Результаты мониторинга реализации Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга и изменения рыночной среды свидетельствуют о необходимости ее переосмысления и серьезной корректировки. Прогнозирование в текущих условиях – деятельность непростая, но небесполезная. Именно сейчас должен быть заложен базис для последующего развития транспортной инфраструктуры города. В этих условиях прошу поручить Комитету по транспортно-транзитной политике провести актуализацию Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга и разработать целевую программу развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга на период до 2015 года. ИАА «ПортНьюс» 4 августа 2009 г.