Мы оказываем услуги по грузоперевозке от морских контейнерных перевозок до таможенной очистки и растаможки груза.

малина глен ампл описание сорта    

Вопросы и ответы

В 2009 г были проведены работы по реконструкции...
Сухогруз Saigon Queen затонул вблизи...
В Калининграде стартует...

 

Новости

ООО "Спецморнефтепорт "Приморск" (Ленинградская область), дочернее предприятие АК "Транснефть"...
Совет директоров ОАО «Новошип» рассмотрел заявление Сергея Алексеевича Терехина...
Минтранссвязи оценивает объем инвестиций необходимых для развития инфраструктуры...
  


Запрос на расчет доставки:

 

 

Статьи

Грузооборот Калининградского морского торгового порта за 10 месяцев сократился на 12,2 проц до 2,7 млн тонн Грузооборот ОАО
Приватизация 5% РЖД может пройти в конце 2013 года в форме IPO - Алексей Цыденов Приватизация 5% ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) может пройти в конце 2013 года в форме IPO. По информации РБК, об этом сообщил журналистам заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов в кулуарах Всероссийского съезда транспортников.
ФТС рассматривает возможность введения в морских портах обязательного предварительного декларирования Федеральная таможенная служба (ФТС) по предложению Министерства транспорта Российской Федерации рассматривает возможность введения в морских портах обязательного предварительного декларирования. Об этом в беседе с корреспондентом ИАА «ПортНьюс» сегодня в Новороссийске сообщил заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов в кулуарах всероссийского расширенного совещания сотрудников таможенных органов, представителей Минтранса и морского бизнеса.

 

Быстрая навигация:

 

«Белый танец» с таможней: когда выгодна честность

Жертвовать временем и деньгами или заплатить «своему» человеку на таможне? Кто-то сразу, не сомневаясь, выберет второй вариант, заявив, что «иначе сегодня просто не получится». Но так ли на самом деле выгодно для компании работать на грани закона и беззакония или это миф, который настойчиво поддерживают заинтересованные в «сером» импорте участники рынка?

К сожалению, реалии отечественного бизнеса таковы, что большинство участников ВЭД считают «серую» схему таможенного оформления наиболее оптимальной и выгодной. Несмотря на то, что в случае возникновения у таможни претензий при таком «формате» отношений отстоять свой груз в большинстве случаев будет просто невозможно.

С одной стороны, применение подобных приемов позволяет уменьшить таможенные платежи путем замены инвойсов на границе, изменения кода ТН ВЭД. С другой – использование «серой» схемы обычно подразумевает вступление импортера в своего рода сговор с руководством таможенного поста. Как правило, сам этот пост бывает прекрасно осведомлен о «цвете» оформляемой партии, но, будучи в доле, закрывает глаза не только на замену документов, по которым производится оформление, но и на более мелкие огрехи, которые практически всегда встречаются при импортной поставке (особенно если она осуществляется первый раз).

НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ АКСИОМ

Импортер, проводящий оформление по «серой» схеме, автоматически лишается головной боли: проверки документов перед отгрузкой и согласований с поставщиком на предмет соответствия требованиям российской таможни. Также он застрахован от затягивания сроков оформления из-за предоставления неверно заполненных бумаг, что в конечном счете может вылиться в простой машины или дополнительные расходы по хранению груза на СВХ. Сотрудники поста же сами заинтересованы в том, чтобы побыстрее избавиться от подобной машины. Поэтому документы «серых» импортеров прогоняются без очереди, зачастую в обход «белых» участников ВЭД.

Более подробно преимущества «серых» схем были разобраны в журнале «ЛОГИСТИК&система» № 8 за 2005 год в статье «Три цвета таможни». Но, не вдаваясь детально во все преимущества и недостатки «серой» таможни, можно сделать вывод, что балансирование на грани позволяет сэкономить деньги и время компании (см. врезку «Двойная экономия»).
Двойная экономия

«Серая» схема таможенного оформления позволяет экономить:
деньги на: 1) таможенных платежах и пошлинах; 2) оплате грамотного специалиста по ВЭД; 3) дополнительных расходах, связанных с выгрузкой и хранением на СВХ; 4) простое автомашины и проч.;
время на: 1) «прорабатывании» поставки; 2) согласовании вида и перечня документов с таможенными органами, транспортными компаниями, поставщиками; 3) самой процедуре таможенного оформления.



Надо заметить, что таможенные посты за «серые» поставки берутся охотно, а вот заставить их растаможить правильно оформленный груз по «белой» схеме иногда составляет большого труда. Особенно если поставка имеет некую «изюминку», требующую хорошего знания таможенного законодательства, и несколько отличается от привычной для таможенников схемы. Мне известен случай, когда таможенный пост откровенно вынуждал «чистую» компанию проходить таможню «всерую», так как поставка была сопряжена с некоторыми сложностями. Пришлось фирме задействовать собственные связи на самом высоком уровне вплоть до МВД, чтобы партию все-таки приняли к оформлению.

КУРС НА «ВЫБЕЛИВАНИЕ»

Казалось бы, «белая» схема таможенного оформления является безнадежной утопией, этаким арифмометром от логистики на фоне более быстрой и дешевой «серой». Однако многие фирмы на протяжении долгих лет успешно работают по честной схеме и не собираются от этого отходить. Более того, в настоящее время многие участники ВЭД, практиковавшие таможню «всерую», взяли курс на «выбеливание» своих компаний. Причем произошло это задолго до общеизвестных перестановок в ФТС, очередного скандала с фирмой «Три кита» и намеков на то, что наша таможня собирается обмениваться со своими европейскими и азиатскими коллегами информацией о грузах, перемещаемых в таможенном режиме.

Выбеливать свои фирмы коммерсанты стали еще раньше, причем по сугубо экономическим причинам. Многих на «выход из сумрака» подвигло введение системы управления рисками, сводки контрольных показателей и, как следствие, корректировки таможенной стоимости. Дело в том, что брокер, берущийся за таможенное оформление груза, как правило, соглашается оформить данный товар без замены кода по стоимости «дна» плюс пара центов. (Контрольные показатели называются «дном таможенного оформления», так как ошибочно трактуются большинством логистов и таможенников как стоимость, ниже которой оценивать товар запрещено. Поэтому большинство брокеров готовы растаможить товар по цене «дна таможенного оформления» + 1 или 2 цента на килограмм.) Правда, при этом он может предложить «поиграть» с весом.

В том случае, если реальная цена товара ниже имеющихся контрольных данных, использование схемы с занижением цены становится абсолютно бессмысленным. Кроме того, подмененные документы лишают импортера даже призрачной надежды подтвердить цену контракта. Здесь очевидна вся выгода использования «белой» таможни. Однако подтверждение цены контракта, как известно, является делом довольно хлопотным. Не последнюю роль в нем играет репутация компании. Поэтому желание оформлять груз из группы риска по цене контракта приводит к необходимости пропустить «вбелую» еще некоторые грузы, что в конечном счете означает приличный процент «выбеливания» компании.
Преимущества «белизны»

«Белая» таможня может оказаться для вашей компании более выгодной и удобной, так как:
при полной оплате таможенных сборов можно сэкономить на стоимости услуг таможенного брокера (при оформлении «серого» товара брокер берет деньги не только за свои услуги, но и за риск);
при правильном оформлении товаросопроводительных документов можно сэкономить на непредвиденных расходах в пути;
упростится таможенное оформление;
статус добросовестного импортера крайне полезен, а долголетняя репутация «белой» фирмы даст шанс получить освобождение от рисков совершенно бесплатно;
вы получите большую стабильность;
наконец, для самого логиста работать «вбелую» просто интереснее


Следующим фактором в пользу честной работы с таможней является стоимость услуг брокера. Естественно, что брокер, занимающийся растаможиванием грузов «всерую», берет за свои услуги больше. Ведь в первую очередь он рискует деньгами, потому что в случае чего будет пытаться откупиться, а во вторую – собственной свободой, так как за намеренное занижение таможенных платежей группой лиц полагается не самый маленький срок. Чаще услуги по «серому» оформлению оказывают логистические компании, предоставляющие и транспорт, так как им легче осуществлять замену счетов. В то же время «белые» логистические компании, занимающиеся международными перевозками и предлагающие сервис по таможенному оформлению в пакете с транспортом, выставляют вполне адекватные цены на брокерские услуги. Калькуляция показывает, что в некоторых случаях экономия на таможенных платежах дает меньшую прибыль, чем экономия на стоимости услуг таможенного брокера.
Берегите репутацию

Сложившийся имидж добросовестного поставщика через некоторое время начинает работать на него. К предоставляемым им документам относятся уже с большим доверием, их проверяют не так тщательно, и на небольшую оплошность таможня может «закрыть глаза» и довольствоваться объяснительным письмом, не задерживая оформление и не требуя ворох бумаг, заверенных верховными инстанциями. Это означает ускорение оформления и отсутствие необходимости давать взятки.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что у каждого таможенного поста есть свой план и свои показатели, которые портить не хочется. Поэтому «белый» импортер с хорошими документами на посту – желанный гость и в этот, и в последующие разы. В этом случае также есть шанс, что брокер при таможенном посте (если используются услуги оного) отнесется к импортеру по-родственному.

При экономическом обосновании выбора того или иного способа работы с таможней просчитайте затраты на все статьи расходов, включая риск брокера, зарплаты рискующих сотрудников, дополнительные поборы и проч. Даже если импортер является адептом «серой» таможни, у него обязательно найдутся поставки, в которых выгоднее будет растаможить товар по «белой» схеме, особенно если в штате брокера имеются люди, умеющие доказывать цену контракта.


РИСКИ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ СЕРОГО ЦВЕТА

«Серое» оформление чревато нестабильностью. Как бы ни был распространен «серый» импорт и до какого бы совершенства ни были доведены все его схемы, всегда есть риск, что дело сорвется: оборвутся нужные связи, выйдет новое постановление, «закручивающее гайки» еще сильнее и делающее растаможивание груза по желаемой цене невозможным. В этом случае «белая» схема сравнима с самой длинной дорожкой в телеигре «Умники и умницы» – по времени затратнее, но надежнее. Ситуация, когда разом отменяются Конституция, Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе, а на дружественный таможенный пост приходит новый человек, который категорически настаивает на том, чтобы вы провезли груз контрабандой или под видом зеленого горошка, представляется менее возможной, чем обратная.

Стабильность же является залогом успешного бизнеса. Переплатив чуть больше при «белом» оформлении, но получив свой груз вовремя безо всяких сложностей, коммерсант имеет все шансы сэкономить больше, нежели тот, кто вез «зеленый горошек» тайными тропами, пережидал «в кустах» проверку на дружественном посту, растерял за это время половину клиентов и выяснил, что растаможить товар по оговоренной стоимости нельзя по причине вышедшего вчера нового постановления. «Белый» груз не привязан к конкретному посту и конкретному брокеру – появляется большее пространство для маневров и снижения затрат легальными путями.

Вдобавок, «серая» схема априори подразумевает, что документы на груз не в порядке. Обычно это касается не только замененных инвойсов с измененной ценой, весом и кодами. «Уйти в сумрак» дешевле, чем выяснять, как заполнить кипу документов должным образом. Поэтому небрежное отношение к оформлению товаросопроводительных документов чревато дополнительными поборами на пути следования: за отсутствие правильно заполненных деклараций, сертификатов и необходимых бумаг надо платить. В противном случае вы рискуете получить счет за простой машины, которая ненадолго «пропадет» в странах Балтии или попадет под конвой сил МВД Республики Беларусь.

С этой точки зрения подготовка к таможенному оформлению по «белой» схеме позволяет импортеру отправить груз с необходимыми документами, что минимизирует простои на таможенных переходах и сводит на нет попытку поборов со стороны недобросовестных представителей власти. Готовность представить необходимые оригинальные документы и разъяснения делают вашу компанию и ваши грузы абсолютно неинтересными для «оборотней» на таможне. После нескольких попыток остановить груз и придраться таможенники, получившие квалифицированный отпор, теряют к грузам такой компании всякий интерес и могут начать пропускать их уже без дополнительных остановок и осмотров. Это как раз тот случай, когда в конечном счете имидж начинает работать на самого участника ВЭД.
Ложная уверенность

Отсутствие должного числа специалистов по таможенному оформлению и ВЭД приводит к ложному убеждению в том, что «белая» таможня – дело очень сложное, путаное и подчас невозможное. Такое мнение распространено среди импортеров, которые по роду своих занятий и не должны разбираться во всех тонкостях таможни и держать под подушкой Таможенный кодекс, поскольку нанимают для этого «специалистов». А эти «специалисты» выбирают «серые» схемы, уже руководствуясь исключительно своими интересами.

К следующей причине неверия можно отнести убеждение, что «все так делают, и ничего им за то не бывает». Но, как известно, все когда-то бывает в первый раз, и статьи 327 УК, 194 УК и 19.23 КоАП никто не отменял, поэтому стоит изначально калькулировать, стоит ли выигрыш в 50 евро с машины нескольких лет свободы.

Также наивно полагать, что работа через «серого» брокера гарантирует, что о вашей «серости» никто никогда не узнает. Как правило, все такие импортеры и схемы известны, причем не только в логистической среде.


ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФОВ

Так почему же «серая» таможня так распространена? Во-первых, до сих пор силен миф о том, что «белая» всегда будет дороже. Причем эксплуатируют этот миф и те, кто прекрасно осведомлен, что «выбеливание» компании может принести положительные в финансовом отношении результаты. Вспоминается случай, рассказанный коллегой. После того как он вывел владельца крупной компании на «белую» схему, тот долго удивлялся, почему же они так долго работали по-другому. Оказалось, что специалист по ВЭД сидел на откатах от брокеров, специализирующихся на «серой» таможне.

Во-вторых, «серую» и «белую» схемы можно сравнить с получением водительских прав за взятку и по-честному. В первом случае вроде бы все проще, но эта простота обязательно скажется на дороге, где правила нужно применять уже не для сдачи экзамена.

«Серая» таможня не подразумевает особой логистической квалификации: достаточно владеть программой Photoshop, уметь заводить нужные связи и пользоваться ими. Остальное за вас в нужное время сделают нужные люди. «Белая» таможня требует определенной квалификации как сотрудников самой компании-импортера, так и брокера. К сожалению, настоящих профессионалов в деле таможенного оформления, разбирающихся в соответствующем законодательстве и умеющих легально минимизировать таможенные платежи, очень немного.

Я как-то столкнулась с ситуацией, когда знаний и квалификации таможенного брокера не хватало для успешного оформления груза по «белой» схеме и сотрудник предлагал различные «серые» варианты, попутно объясняя, почему нельзя никак иначе. Причем делал это так убедительно что, не прочитай я перед сном Закон о таможенном тарифе и пару официальных писем ФТС, сама искренне уверилась бы в том, что сделать это можно только «всерую».




 


© 2010-2012 ВЭД-сервис