Болгарский барьер украинскому...
Болгарский барьер украинскому транзиту (статья) В конце июня в Поти прошли заседания Советов директоров по совместной эксплуатации железнодорожных паромных переправ Ильичевск-Варна и Варна-ПотиБатуми-Ильичевск, которые поставили под сомнение будущее трехсторонних соглашений между Украиной, Болгарией и Грузией в области паромных перевозок на Черном море. В документах, принятых на Совете директоров сказано: «… назначенные предприятия с болгарской стороны намеренно игнорируют действующую нормативно-правовую базу и срывают перевозки на линии Ильичевск - Варна.» Болгария создает «предпосылки для скорейшей переориентации грузов в обход Украины на недавно открытую железнодорожно-паромную линию Порт-Кавказ-Варна».Эти планы уже активно осуществляются болгарской стороной. На прошлой неделе, принадлежащий российским судовладельцам паром «Авангард», в очередной раз осуществил рейс Порт-Кавказ – Варна с вагонами, загруженными оборудованием для строительства софийского метро. Особо следует подчеркнуть, что это был груз, который ранее был предназначен для перевозки по маршруту Ильичевск-Варна в рамках трехстороннего сотрудничества между Украиной, Болгарией и Грузией. Планируется, что в дальнейшем к российским паромам на линии Порт-Кавказ - Варна присоединятся и болгарские морские паромные перевозчики. По заявлениям болгарского министерства транспорта железнодорожная переправа «Кавказ-Варна» уже в 2009 году сможет напрямую пропустить через себя до 500 тысяч тонн грузов, в том числе и нефть, минуя Украину Уже в ближайшее время на этой линии планируются поставки оборудования и материалов, предназначенных для строительства российско-болгарских энергопроектов АЭС «Белене», газопровод «Южный поток», нефтепровод «Бургас - Александруполис». По их подсчетам к 2013 году грузопоток на этой линии может увеличиться до 2 млн. тонн в год. Ранее на протяжении более чем 30 лет все подобные перевозки осуществлялись через железнодорожную паромную переправу Варна – Ильичевск транзитом через порт Ильичевск и «Укрзализницу».Сегодняшняя ситуация свидетельствует о том, что Болгария «де-факто» игнорирует трехстороннее соглашение в области железнодорожных паромных перевозок с Украиной и Грузией. Уже в ближайшее время ожидается подписание двухстороннего соглашения между Болгарией и Грузией по организации паромной линии Варна-Поти/Батуми, проект которого направлен болгарской стороной в Грузию без всякого уведомления своих украинских партнеров. Это сократит транзитный потенциал Украины еще на 200 – 300 000 т тонн грузов в год. Интересно, что вынашивая планы открытия прямого железнодорожного паромного сообщения в обход Украины с Россией и Грузией, болгарская сторона планирует сохранить статус-кво на линии Украина-Грузия, а при удобном случае - расширить свое присутствие на украинско-грузинском транспортном рынке. Такое понимание партнерства явно не может устраивать украинскую сторону. Как отмечают эксперты, переориентация паромных грузопотоков в обход Украины в условиях кризиса и общего спада объема перевозок серьезно задевает интересы украинских транспортников и может повлечь в Украине как финансовые потери от сокращения транзита, так и потери рабочих мест на предприятиях, связанных с обслуживанием транзитных грузопотоков. Подобные действия болгарской стороны требуют немедленного рассмотрения Министерством транспорта и связи Украины вопроса о целесообразности дальнейшей совместной работы с болгарскими морскими перевозчиками на линии Украина - Грузия. Ранее болгарские паромы перевозили до 50 % , а иногда и более всего данного грузопотока, который на 95 % состоит из украинских экспортно-импортных грузов. Характерно, что болгарская сторона не скрывает, что в возникшем транспортном конфликте с Украиной будет пытаться заручиться поддержкой структур Евросоюза и ВТО для оказания давления на своих украинских оппонентов. Как показывает опыт решения спорных вопросов в области экономических интересов между Украиной и другим новым членом Евросоюза - Румынией, украинские высшие чиновники нередко пасуют в подобных ситуациях , предпочитая заигрывание перед Евросоюзом защите национальных экономических интересов. Однако сейчас ситуация может и должна развиваться по иному сценарию. Железнодорожно-паромные перевозки на Черном море – единственный сегмент судоходства, где Украина за время независимости не только не потеряла своих позиций, но и существенно их упрочила, став региональным лидером в этой области. Раздача национальных грузопотоков иностранцам и ликвидация рабочих мест может слишком дорого обойтись чиновнику или политику любого ранга, тем более в разгар экономического кризиса и в преддверии выборов. Odessa_Daily 21 июля 2009 г.